Проект скоростной трассы вдоль Черноморского побережья может получить бюджетное финансирование. Трасса пройдет от Джугбы к Сочи и станет самой дорогой в стране. На данный момент готовится обоснование для включения участков дороги в план развития магистральной инфраструктуры. На основании этого будут рапределяться бюджетные инвестиции.

Основанием строительства новой трассы стало перегруженность существующего участка дороги, где пробки растягиваются на километры, что только в этом году стало причиной закрытия дороги несколько раз. Минтранс считал строительство четырехполосной трассы длиной 119 км нецелесообразным из-за высокой цены – 1,6 трлн руб. Но министр транспорта Евгений Дитрих обещал рассмотреть включение дороги в комплексный план, если проект «будет востребован и не запределен по цене».

Смету несколько откорректировали, снизив стоимость в 1,5 раза и сократив протяженность до 80,5 км. По документам она по прежнему называется Джубга – Сочи, но Росавтодор предложил строить ее до Туапсе. Сдачу проекта предполагают в 2037 году, вместо запланированных 2024-2025 гг. «Установка реалистичных сроков дает шанс на реализацию проекта», – считает федеральный чиновник.

По материалам Росавтодора, особо сложным считается участок до Туапсе, где даже при самых благоприятных условиях дорога занимает 2,5 часа, а летом когда нагрузка возростает до 27 200 автомобилей в сутки – до 6 часов, хотя его пропускная способность составляет 6000 машин.

По достоверным источникам уже ведутся переговоры со строителями, генподрядчиком сделают “Мостотрест” Аркадия Ротенберга. «Пока это намерения, должен быть конкурс», – утверждает федеральный чиновник. Представитель Ротенберга отказался от комментариев, а «Мостотреста» – не ответил на запрос.

Один из приоритетов «Мостотреста» это строительство и реконструкция дорог на Северном Кавказе, говорится в его годовом отчете. «Мостотрест» крупнейший в стране строитель транспортной инфраструктуры и занимала почти 15% рынка в 2017 г. Крымский мост построен имеено ей.
«Его строительство заканчивается, а строительный бизнес устроен так, что важно сразу перебросить мощности, чтобы не платить за простой строителям и не потерять команду», – объясняет мотивацию «Мостотреста» человек, участвующий в обсуждении трассы до Сочи.«Мостотрест» уже построил в Сочи дублер Курортного проспекта, совмещенную (автомобильная и железнодорожная) трассу Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-сервис», транспортную развязку «Адлерское кольцо» и т. д.

В данный момент времени на трассе Джубга – Сочи проходят инженерные изыскания, которые позволят определить оптимальную трассировку, но для столь дорогого проекта нужно политическое решение президента и оно может быть принято до конца года, указывает региональный чиновник. «Есть три варианта сроков принятия решения о строительстве: к лету, когда будет обновлен магистральный план, к концу года, когда проект будет в целом находиться в более высокой степени проработки, или никогда», – говорит участник совещаний в правительстве.

Строительство будет начато уже в этом году с обхода Сочи – четырехполосной дороги длиной 14,5 км, которая почти полностью состоит из мостов и тоннелей, стоимостью 156 млрд. руб. Стоимость может вырасти до 180 млрд руб. из-за большей, чем планирует Росавтодор, протяженности трассы, считает участник обсуждений в правительстве.

Планируется что проект завершится в 2026 г., но закончить его можно и раньше – до конца 2024 г., что позволит участку претендовать на финансирование из магистрального плана, говорят участники совещаний по проекту. «В план может быть включено 1–2 участка дороги», – говорит человек, участвующий в обсуждении проекта. Но пока Росавтодор предлагает строить остальные участки – обходы Туапсе и пос. Лазаревское, а также соединительные дороги уже после 2023 г. Вывести транзитный поток из городов нужно, чтобы улучшить экологическую ситуацию, повысить безопасность движения и сократить издержки, указано в документах. Обходы могут значительно ускорить движение, говорит участник проработки проекта.

Документы еще не получены, сказал Владислав Онищенко, руководитель аналитического центра при правительстве, который оценивает проекты, претендующие на включение в план. Он не исключает, что проект может поступить в любой день.